Дизайн как основа эффективного проектирования автомобиля

Авторы: Седнев Д.Д., Коннович П.А.

В статье рассмотрен вопрос применения дизайна в качестве современного подхода при проектировании автомобиля. Выделены основные принципы данного подхода. Приведены условия, в которых дизайн наиболее эффективно используется при проектировании для повышения конкурентоспособности автомобилей.

Современные рыночные условия в автомобилестроении, характеризующиеся перенасыщенностью рынка, наличием острой конкуренции и ориентацией на повышение рентабельности производства, привели к активной борьбе за потребителя. Потребитель стал ориентиром стратегического планирования, тем фактором, от которого зависит прибыльность и успешность целого предприятия. В результате данных процессов разработка новой продукции сегодня осуществляется с учетом конкретных требований рынка и жесткой привязки к отдельным его сегментам, т.е. целью является разработка продукта, который в дальнейшем должен быть продан конкретному покупателю [1]. С такой точки зрения проектирование и разработка автомобиля, осуществляются через призму покупательских потребностей. Модель производства, где проектирование осуществляется под конкретного потребителя, не абстрактного, среднестатистического (как например, в Советском Союзе – для «советского человека»), либо определяемого постфактум, принята сейчас как наиболее эффективная. Она позволяет продукту занять нужную рыночную нишу и минимизировать риск остаться невостребованной. До прихода к данной модели, проектирование велось достаточно однопланово, безадресно. В большинстве случаев оно определялось узкоспециализированными, однопрофильными требованиями-условиями производства, без должного внимания к остальным требованиям, например эргономическим, эстетическим, маркетинговым и другим. Такой подход не позволял учесть в необходимом объеме все важные факторы таких многокомпонентных систем как автомобиль, неся в себе большое количество рисков, по различным направлениям потребительских качеств продукта. Не учитывая того, что у каждого потребителя свои требования, кто-то предпочитает комфорт, другому важны скоростные характеристики, третьему экономичность и экологичность, а в отдельных случаях и общественное мнение о бренде производителя и так далее. Таким образом, при покупке автомобиля приобретается не электромотор, комфортабельное кресло, высокотехнологичная коробка передач в отдельности, а покупается продукт готовый к использованию здесь и сейчас. Необходимо отметить, что на выбор потребителя при покупке существенно влияет баланс всех компонентов, их гармоничная взаимосвязь в зависимости от назначения. В такой ситуации явственно возникает необходимость в разработке метода, который позволил бы при создании автомобиля определить связи между знаниями различных отраслей и четким видением решения поставленной задачи в готовом продукте не только глазами производителя, но что важно – глазами потребителя [2].

auto designauto design

В качестве такого метода сегодня выступил дизайн, имеющий в своем арсенале средства, позволяющие находить и создавать новые взаимосвязи между разными компонентами проектируемого объекта. Это возможно благодаря междисциплинарной природе дизайна и нацеленности своих поисково-исследовательских средств на глубокое изучение человека-пользователя-покупателя, его психологии, физиологии и эстетической составляющей с практической точки зрения. Здесь имеется ввиду дизайн не в общепринятом смысле (красивая форма, стиль, стайлинг).

О каком же дизайне идет речь? Существует два основных понимания дизайна: как готовый результат (например, современный дизайн очков) и как процесс (например, выражение «заниматься дизайном»). Эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, так как дизайн – метод проектирования создания дизайна предметов. Данная взаимосвязь отражена в официальном определении термина дизайн, принятом Международным советом организаций по дизайну ИКСИД еще в 1969 году: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой – определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя» [3]. Для дальнейшего рассуждения о значении дизайна в проектировании необходимо выделить из вышесказанного термина то, что дизайн, как готовый результат - это не только и не столько форма, а, что очень важно, это структурные и функциональные связи во всем объекте проектирования. Определение содержит еще один важный тезис, что результатом дизайн-процесса является разработка практической ориентации, в которой учтено максимальное количество факторов, влияющих на предмет проектирования. При этом приоритет отдается факторам, связанным непосредственно с человеком. Как видно из вышесказанного, понятия дизайн и проектирование очень схожи. Возникает справедливый вопрос, чем же тогда дизайн отличается от эргономики, ориентацией которой также является человек, занимающейся исследованием и проектированием систем «человек — машина», маркетинга, где экономические цели рассматриваются через человека-потребителя, конструирования, которое также может учесть человеческий фактор на производстве и в эксплуатации. В этом вопросе кроется и ответ, если учесть современные цели проектирования, – создание продукта для потребителя и те средства, которые используются в дизайн-проектировании.

auto designauto design

В начале своей истории дизайн появился вследствие возникновения серийного продукта для широкого круга разных людей, а также развития технологий для производства этой продукции. Первоначально дизайну отводилась роль украшательства, создания некой обертки. Однако уже тогда стало ясно, что просто создание декорированных вещей, в которых все компоненты, не имеющие «прочных» связей между собой, где эстетическая часть представлена декоративными элементами не несущими никакой функциональной, конструктивной и иногда даже смысловой нагрузки, прикрывает ничем не взаимодействующую с ней конструктивную часть, которая в свою очередь мало проработана и мало приспособлена с точки зрения прямого контакта и использования потребителем. Возникла необходимость в появлении специалистов с Т-образным мышлением, которые, являясь специалистами в определенной области, – вертикаль, могли бы говорить на одном языке с людьми из других дисциплин – горизонталь. Отсюда видится и появление такой специальности – как художник-конструктор (дизайнер) [4]. Не заменяющая художника и конструктора, а взаимодействующая и понимающая язык конструирования специальность с эстетической и творческой направленностью, поставленной на профессиональный уровень, где на первом плане находится не самовыражение как у классических художников, а решение конкретных поставленных задач.

Плотная конкурентная борьба создала почву для ускоряющегося темпа развития, постоянной модернизации и поиска новых эффективных решений путем развития и удовлетворения потребностей человека. Следствием этого стало постоянное усложнение объектов проектирования и самого процесса проектирования, а также сокращение жизненного цикла изделия и, вследствие этого – срока разработки. Для этого потребовалось привлечение большого количества специалистов различных дисциплин, что привело к возникновению новых специальностей с Т-образным способом работы. Сам процесс с первых этапов разработки стал нуждаться в междисциплинарном подходе. Например, если изначально стратегические решения принимались руководством на основании маркетинговых исследований и технологической базы предприятия, то у современных ведущих компаний междисциплинарность присутствует даже в руководящем составе, например, вице-президент по маркетингу, дизайну, производству и т.д. Это относится практически ко всем направлениям при проектировании. Примером могут послужить изменения, произошедшие в исследованиях покупателя, начиная с его изучения только с позиции рынка, до глубокого изучения всей многогранности покупателя как человека. Для этого ведущими компаниями ведутся исследования его эстетических, психологических, социальных, этнических и иных особенностей. Так возникли направления в исследовании трендов, стиля жизни конкретного региона, персона-моделирования и др.

Возвращаясь к особенностям дизайна можно выделить два основных принципа: первое – междисциплинарность, второе – пристальное внимание к человеку как к важнейшему фактору при проектировании. При этом присутствует еще один, третий, важный принцип дизайна – это «прототипирование», однофазный переход от абстрактного и глубоко всестороннего понимания проблемы к конкретному объекту через опредмечивание идеи в конкретные формы, заключающийся в способности видеть готовую вещь еще на ранней стадии разработки. Данные три принципа работают в процессе проектирования неразрывно, постоянно взаимодействуя друг с другом.

auto designauto design

Необходимо уточнить, что дизайн, не являясь единственно возможным способом проектирования, позволяет повысить эффективность проектирования систем, где есть взаимоотношения человека-пользователя (или оператора) с машиной и средой (наличие системы ЧМС). И чем больше взаимная зависимость между элементами этой системы, тем важнее роль дизайна. Эффективность использования данного подхода состоит в прямой зависимости от правильности и комплексности использования трех основных принципов дизайна при проектировании в получаемом результате. Адекватно оценить результат проектирования можно (как уже выше отмечалось, результатом в конечном итоге является степень коммерческой успешности) только при адекватно поставленной цели. Это значит, что еще до разработки технического задания необходимо четко определить проблему и правильно выбрать направления её решения. Проблемой может быть и плановое развитие, т.е. заложенное в долгосрочной стратегии развития предприятия. На этом необходимо заострить внимание, так как роль дизайна на данном этапе долгое время в крупных компания не рассматривалась. Притом, что дизайн позволяет еще на стадии разработки стратегии, используя свои три принципа, определить конкретные решения, используя знания различных дисциплин. Это позволяет сделать планы и прогнозы стратегии более конкретными, точными и реализуемыми.

Уже непосредственно в процессе проектирования автомобиля необходимо выполнить значительное количество шагов, этапов и подэтапов, разработать и связать воедино десятки тысяч деталей и компонентов. Данный процесс работает при наличии наиболее полного комплекса специалистов: конструкторов, эргономистов, дизайнеров, маркетологов, экономистов, технологов и еще множества других. Участие всех необходимых специалистов в проектировании это еще не залог успеха. Главное заставить их работать как одна команда, задачей которой является достижение поставленной цели, реализуемой в конечном результате. Для этого в дизайне, как в подходе, есть связующие звенья – специалисты с Т-образным способом работы, объединяющие процесс проектирования, за счёт создания единого видения проекта для всех специалистов. В крупных проектах за отдельный профиль отвечают более нескольких специалистов, которые объединяются в профильные группы. В таком случае вся команда, отвечающая за проект, представляет собой группы, работающие параллельно, регулярно синхронизируя свои усилия [5]. Для продуктивной синхронизации внутри команды необходимо свободное общение между разнопрофильными специалистами внутри и между групп и поощрение инициативы. В команде появляются условия для развития творческой мысли в каждом участнике процесса проектирования. Таким образом, дизайн охватывает весь процесс разработки продукта, как на макро, так и на микро уровнях.

auto designauto design

Дизайн, как подход к проектированию, не работает успешно сам по себе. Для его успешного внедрения и использования необходимо наличие разноплановых специалистов из различных дисциплин (оптимальный подбор необходимых кадров), способность взаимодействовать друг с другом, уровень их компетенции, ответственность и степень мотивированности в нацеленности на конечный результат, со стремлением к воплощению его в жизнь, а также количество и качество информации о решаемой проблеме, правильно выстроенный и грамотно управляемый процесс, техническое оснащение – те требования, которые влияют на качество получаемого проекта.

Актуальность данного подхода для Беларуси связано со сложившимися условиями автомобилестроения в нашей стране. С одной стороны, как отмечалось выше, это наличие острой конкуренции и перенасыщенность рынка, с другой – отсутствие достаточных инвестиций в интенсивное комплексное внедрение технологий. Применение нового подхода к проектированию и разработке автомобильной продукции позволит решить проблемы конкурентоспособности, удержание позиций и наращивание своего присутствия на рынке. За счёт того, что дизайн позволяет создавать из того что есть, то чего еще нет на рынке. Предлагать новые решения, достигаемые не только за счет внедрения новых дорогостоящих технологий.

 

Список литературы:


  1. Мелехов, И. Управляя цифровым дизайном на BMW., Designet [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.designet.ru/context/ analysis/?id=41334/, 2009.
  2. Хантер, М. Какой дизайн и почему он важен?, Аналитический портал по дизайн-менеджменту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://design-management.ru/articles/articles/?id=148/, 2010.
  3. Фролова, Н.Ю. Проблемы дифиниции дизайна / Н.Ю. Фролова // Управление в социальных и экономических системах: материалы ХVIII междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30-31 мая 2009 г. – Минск : Изд-во МИУ, 2009. – С. 270-271.
  4. Храмкова, Е.  IDEO: инновации для людей.,  Designet [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.designet.ru/context/NPDD/?id=37597/, 2008.
  5. Колесов, А. Введение в методологию Microsoft Solutions Framework., BYTEmag.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=6687&sphrase_id=98112, 2004.
  6. Норман Дон, Дизайн без дизайнеров., HotDesignFor.Us [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hotdesignfor.us/news/2011/01/21/dizajn-bez-dizajnerov-chast-2/, 2011.
  7.