Совершенствование процесса проектирования рабочего места водителя
Авторы: Бохонко В.В., Седнев Д.Д.
В статье рассмотрен вопрос совершенствования процесса
проектирования рабочего места водителя и предложен методический подход осуществления
данного процесса.
В последние годы на отечественных предприятиях все большее внимание уделяется
вопросам улучшения эргономических показателей рабочего места водителя. Тем не менее,
используемые в настоящее время на предприятиях подходы к проектированию рабочего
места водителя и кабин в большинстве случаев по прежнему базируются на интуиции и
опыте работы проектировщиков, которые придерживаются сложившихся традиционных
методов, принятых в отдельно взятом проектном подразделении, например, применении
ограниченного количества нормативных документов содержащих только четкие требования
к основным параметрам рабочих мест конкретного типа мобильной машины, с той лишь
разницей, что при проектировании применяются современные САПР. Следует отметить и
тот факт, что на наших предприятиях отсутствует специализированное программное
обеспечение для проектирования рабочего места, а встроенные в некоторые
"продвинутые" САПР приложения не могут быть однозначно использованы в виду
несоответствия некоторых внутренних параметров системы национальным требованиям
ТНПА.
2023 г.
Подобный подход часто требует значительного количества времени и затрат на различные
доводочные работы по результатам сертификационных испытаний и эксплуатации опытных
образцов изготовленных машин. В некоторых случаях ведет к серьезным изменениям
конструкции. Со вступлением Беларуси в Единый таможенный союз для обеспечения соблюдения
требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности
колесных транспортных средств» [1] должны выполняться: межгосударственные стандарты
ГОСТы; межгосударственные стандарты, идентичные международным стандартам ГОСТы ИСО;
национальные (государственные) стандарты, идентичные международным стандартам СТБ ИСО;
национальные (государственные) стандарты, идентичные европейским стандартам СТБ ЕН,
относящиеся к безопасности машин; национальные (государственные) стандарты ГОСТ и ГОСТ
Р; правила ЕЭК ООН, при этом вопросы эргономики затрагиваются незначительно. Учитывая,
что кабина представляет собой важнейший объект, являющийся неотъемлемой частью
(элементом) общей компоновки машины – при проектировании, к ее составным элементам,
должны предъявляться дополнительные требования в области эргономики и безопасности не
рассмотренные в "основных" документах. Не внимание к "деталям" при проектировании
рабочего места водителя приводит к дополнительным затратам в процессе производства и
эксплуатации проектируемой машины и снижению ее конкурентоспособности.
Таким образом, в процессе проектирования рабочего места конструктору необходимо
руководствоваться не только узкими специализированными ТНПА относящимися к определенному
типу мобильной машины, требованиями ТР ТС 018/2011, но и широкому кругу дополнительных
нормативных документов относящихся к вопросам проектирования рабочих мест. Обязательно
должны учитываться действующие национальные стандарты, а также стандарты стран в которые
планируется осуществлять импорт продукции. Например, в качестве национальных стандартов
должны быть учтены ГОСТ серии 12… «Система стандартов безопасности труда», серии 20…
«Комплексная система общих технических требований», серий 21, 22 и 23 «Система
человек-машина», серии 29… «Система стандартов эргономических требований и
эргономического обеспечения», серии 30 «Система стандартов эргономики и технической
эстетики», серии 50 «Средства отображения информации», 51-й серии «Безопасность машин»,
стандарты ГОСТ Р ИСО, СТБ МЭК, санитарные нормы и правила и ряд других. [2]
Таких документов более сотни и все они являются обязательными к исполнению, при этом они
должны рассматриваться в совокупности, во взаимосвязи друг с другом, поскольку изменение
одного параметра влияет на другие. Отсутствие системного подхода к проектированию, не
смотря на наличие базовых стандартов например, таких как СТБ ЕН 614-1-2007, СТБ ЕН
614-2-2005 [3,4], идентичных европейским, направленных на повышение безопасности за счет
соблюдения эргономических принципов проектирования рабочих мест, или еще разработанном
при Советском Союзе ГОСТ 20.39.108-85 [5] устанавливающего номенклатуру и порядок выбора
эргономических требований, требований по обитаемости и требований технической эстетики к
изделиям и материалам вызвано тем, что в нормативной литературе недостаточно четко
определен порядок осуществления такого рода деятельности как проектирование рабочего
места водителя. Таким образом, требуется методический подход к совершенствованию этого
процесса.
Удобству и совершенствованию процесса проектирования рабочего места будет способствовать
четкая последовательность шагов проектирования основанная на систематизации требований и
рекомендаций ТНПА по степени важности. Степень важности определяется путем установления
взаимосвязей и влияния параметров кабины и рабочего места друг на друга в рамках системы
человек-машина. В свою очередь выстраивание последовательности шагов проектирования
рабочего места водителя служит основанием для группирования ТНПА.
Удобству и совершенствованию процесса проектирования рабочего места будет способствовать
четкая последовательность шагов проектирования основанная на систематизации требований и
рекомендаций ТНПА по степени важности. Степень важности определяется путем установления
взаимосвязей и влияния параметров кабины и рабочего места друг на друга в рамках системы
человек-машина. В свою очередь выстраивание последовательности шагов проектирования
рабочего места водителя служит основанием для группирования ТНПА.
Особенностью предлагаемого методического подхода проектирования рабочего места является
необходимость, при возникновении проблем в компоновке рабочего пространства на одном из
шагов проектирования, перепроверки и внесение изменений на предыдущих шагах, вплоть до
определения нового положения контрольных точек. Эта особенность служит своеобразной
системой контроля при проектировании кабины с рабочим местом водителя. Переходя от
наиболее важных параметров к второстепенным она не позволяет совершать конструкторам
грубых ошибок.
Таблица 1. Последовательность шагов при оценке и проектировании рабочего места водителя
Рассмотрим пример проектирования рабочего места водителя (оператора) на основе
предложенного методического подхода.
1. Определение диапазона пользователей.
В соответствии с требованиями ТНПА принимается диапазон возможных пользователей,
обеспечивающий удобство для наибольшего количества, из всех возможных вариантов людей
разного роста и комплекции. Затем, на основе принятого или заданного диапазона
пользователей с учетом назначения мобильной машины, производят выбор параметров сиденья
оператора (водителя) с оптимальным диапазоном регулировок.
2. Определение положения контрольных точек AHP, R (Н), SWC.
Располагаем педали относительно передней стенки кабины и определяем положение точки AHP
(пяточной точки). Далее задаём расположение (высоту и расстояние) до точки R,
расположение которой зависит от типа транспортного средства. Относительно точки R
располагаем сидение с точкой H. Точка SWC - центр рулевого колеса, определяется
координатами относительно точек R(Н) и AHP. Контрольными параметрами, влияющими на ее
расположение, являются: рабочая поза оператора, расстояние между бедром водителя и
ободом рулевого колеса, диаметр и наклон рулевого колеса.
Рабочая поза оператора непосредственно связана с положением трех контрольных точек R(H),
AHP и SWC. В свою очередь их положение определяется основными межсуставными нормативными
углами, определяющими удобство расположения частей тела оператора при управлении
транспортным средством.
3. Определение зон комфорта и досягаемости.
Эти зоны позволяют оценить необходимое пространство в котором могут располагаться органы
ручного и ножного управления (рисунок 5), а также расстояния для наилучшего их
размещения в зависимости от степени важности и способа управления.
4. Определение обзорности с места водителя.
В этой части проектных работ определяются размеры и расположение нормативных зон очистки
стеклоочистителями переднего окна, а также углы нормативного поля обзора и не
просматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна.
5. Определение параметров кабины, минимального рабочего пространства, дверного проема и
рабочего места оператора.
На основе ограничений в виде полученных параметров в предыдущих пунктах определяются
силовые элементы каркаса в рамках минимального рекомендованного рабочего пространства
вокруг оператора. В данном случае размеры задаются относительно контрольной точки Н.
Определяется удобство подхода к рабочему месту или ухода с него, прорабатываются
оптимальные характеристики и размеры монтажных отверстий, подходов,
коммуникаций.
6. Проектирование органов управления, индикаторов и сигнальных устройств.
После определения основных параметров кабины определяются: тип, расположение,
досягаемость, усилия приведения в действие, перемещение и способы управления органами
управления, идентификация индикаторов и сигнальных устройств.
7. Взаимодействие водителя с физическими условиями на рабочем месте.
На этом этапе определяется соответствие возможностей человека и безопасности для
здоровья, уровень напряженности функций физиологических систем и утомления человека,
степень эмоционального воздействия на него процесса труда.
Преимущества предложенного методического подхода совершенствования проектирования
рабочего места оператора состоят в следующем:
основан на применении современных программных средств компьютерного моделирования,
которые используются в конструкторских бюро;
способствует росту производительности труда конструктора и качеству проектирования;
предупреждает возможные ошибки проектирования;
может быть применен для различных транспортных средств;
лаконичен и прост в использовании.
Таким образом, для совершенствования процесса проектирования, улучшения эргономических
показателей рабочего места оператора и повышения потребительских качеств машины в целом,
необходимо:
перед началом проектирования проводить сбор и систематизацию требований ТНПА для
проектируемой машины и рабочего места;
группировать требования ТНПА по пунктам предлагаемого методического подхода;
проводить проектирование рабочего места в соответствии с предлагаемой
последовательностью шагов.
Использование предложенного методического подхода призвано улучшить эргономические
свойства выпускаемой новой техники путем детальной и последовательной проработки
рабочего пространства без дополнительных затрат на закупку нового программного
обеспечения.Дальнейшая работа в данном направлении позволит создавать более комфортную и
безопасную автотракторную продукцию.
Список литературы:
1. Технический регламент таможенного союза 018/2011: О безопасности колесных
транспортных
средств, 2011. - 465 с.
2. Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных
средств и среды: Учебник / В.М. Мунипов, В.П. Зинчнко - Логос, 2001. - 356 с.
3. СТБ ЕН 614-1-2007 «Безопасность машин. Эргономические принципы проектирования. Часть
1.
Термины, определения и общие принципы».
4. СТБ ЕН 614-2-2005 «Безопасность машин. Эргономические принципы проектирования. Часть
2.
Взаимосвязь между компоновкой машин и рабочими заданиями».
5. ГОСТ 20.39.108-85 «Комплексная система общих технических требований. Требования к
эргономике, обитаемости и технической эстетике. Номенклатура и порядок выбора».
6.Отчет о научно-исследовательской работе ГНТП «Машиностроение» АТ - 01.28.04, 2010. -
54
с.